Я – педагог
Алена Данииловна Чебыкина,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Югорска
Мы сделаны из звездной пыли. Из той самой пыли, что миллиарды лет назад хаотично передвигалась по галактикам и туманностям, не ведая, что и для неё есть место в этой Вселенной. Где-то на краешке Млечного Пути пыль начнет сбиваться в облака, подгоняемая гравитацией и давлением. И в самой середине этого беспорядочного движения очень скоро появится последний, недостающий элемент системы, благодаря которому впоследствии зародится жизнь. Солнце. Его притяжение дало возможность облакам пыли и газа стать планетами, каждая из которых заняла свое место в Солнечной системе. И все они разные, все – уникальные. Для нас эта звезда имеет колоссальное значение: она дарит нам тепло, смену дня и ночи, кислород, как результат фотосинтеза. Мы не знаем, что дает она другим планетам, но уверены, что движение по орбите неизменно, что Солнце не позволяет сойти с нужного пути.
«Красное солнышко на белом свете черную землю греет», - гласит русская народная пословица. Чернозем известен своей плодородностью, но дать действительно хороший и богатый урожай он сможет только под влиянием Солнца.
Я думаю, что роль учителя в жизни человека сопоставима со значением Солнца. Учитель прокладывает дорогу к знаниям, проливает свет своей любви на растущие души, показывает способность мира не делиться на черное и белое. В нужный момент он удаляется в тень, позволяя подопечным совершать свои первые шаги в жизни, но все равно продолжая согревать своим теплом.
Именно так произошло со мной. Мои учителя, когда это было необходимо, всегда находили время, слова, которые мне нужно было услышать, подсказку, одобрение, поддержку. День за днем мы знакомились с новым материалом, обсуждали «Войну и мир» и «Капитанскую дочку», изучали теорему Пифагора и мир древних славян. Учителям была интересна моя жизнь, мои истории, мое мнение, и я тянулась к ним всей душой. Они стали моим Солнцем, и желание быть похожей на них вполне естественно, поэтому вопрос «кем быть?» всегда был для меня самым легким. Я жила и росла с уверенностью, что стану тем, кто дает знания.
И вот я – учитель. Передо мной целые миры учеников, родителей и коллег. На мне лежит ответственность за то влияние, которое я на них оказываю. Работа должна быть четкой и системной, внимание уделено всем в равной степени, но и «обжечь» излишней настойчивостью никак нельзя. Эти миры не мое продолжение, а отдельные личности, со своими взглядами, привычками, потребностями, и это нужно уважать и принимать.
Для меня неприемлем образ учителя, представленный в рассказе Юрия Мамлеева «Урок». Анна Анатольевна, или «белая учительница», мнит себя императрицей, подпись в дневнике для неё равна подписи в приговоре. Она наслаждается властью, которой якобы обладает над ребятами.
Мне же всегда была близка Людмила Ильинична, героиня рассказа «Милочка»: «…учитель в тесные тридцать минут смог толково и просто подать ребятишкам царствование Петра Первого, да при этом еще увлекательно рассказать о том, что ели и как одевались русские люди в восемнадцатом веке, так рассказать, что весь класс <…> превратилися бы в одно большое слушающее ухо...». Такими были мои учителя, и я считала их идеалом.
Очень хорошо помню своё возмущение после прочтения повести «Уроки французского» В. Г. Распутина. Лидия Михайловна была чутким и неравнодушным педагогом. Она увидела трудности в жизни ученика, поняла его характер и нашла наилучший, по её мнению, выход из ситуации, который, однако, привёл к печальным последствиям. Её вынужденный уход из школы до сих пор вызывает во мне внутренний протест. Но теперь я понимаю, что не каждое действие учителя оправдано с точки зрения профессиональной этики.
Научно-технический прогресс дал толчок к изменениям в образовании. Сейчас мы не только рассказываем, но и показываем, как жили И. С. Тургенев и А.П. Чехов, отправляемся на виртуальные экскурсии по родным местам А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, можем услышать сегодня прочтение сонета Шекспира на языке оригинала. И кто знает, какие возможности будут нам доступны в будущем. Но здесь мы говорим о подходах к организации учебной деятельности. Вместе с появлением различных технологий, Интернета поменялось и мировоззрение. Современных детей называют хоумлендерами или поколением Z. Они ценят свое время и личную свободу, способны полностью погрузиться в интересующую их тему, а некоторые, ещё учась в школе, имеют больший доход, чем их родители благодаря удаленному заработку. Реализуя национальный проект «Образование», государство учитывает эти особенности. Создаются цифровые платформы для получения и проверки знаний, ведутся электронные журналы и дневники. А ребенок может проявить себя в любой интересной для него области: в рамках поддержки одаренных детей открываются специализированные школы, такие как «Сириус», во Всероссийских лагерях проводятся тематические смены, куда могут попасть самые активные, талантливые и деятельные.
Роль учителя становится двоякой. С одной стороны, учитель перестал быть единственным источником знаний, и возможности Интернета позволяют получить информацию без его помощи. Официально утверждены формы семейного образования и самообразования. Пользуясь цифровыми образовательными платформами и изучая теоретический материал по презентациям, таблицам и видео, учащийся лишь подтверждает свои знания на государственной итоговой аттестации. С другой стороны, кто превращает теоретический материал в понятные удобные схемы и опорные конспекты? Кто составляет вопросы и задания для проверочных и контрольных работ? Кто записывает видеоуроки? Это делает учитель. Да, кажется, что он ушел в тень при новых формах получения образования, но все равно остался наставником, продолжая быть светочем знаний.
«Советское образование – лучшее в мире!», «Школьное образование в СССР было на высочайшем уровне!», «Советское образование опережало иностранное!» - демотиваторы и мемы с этими высказываниями можно найти на просторах Интернета. Никто не отрицает заслуг нашего прошлого, но жизнь не стоит на месте. Все меняется. С моей точки зрения, одним из главных достоинств советской системы образования был высокий уровень эрудиции общества. Люди знали множество фактов из разных областей науки и искусства. Современное поколение не видит смысла в получении всестороннего образования. Им хочется сосредоточиться на определенной отрасли знаний. Но школьники, из-за отсутствия жизненного опыта, не учитывают, что в дальнейшем их судьба может полностью измениться, поэтому задача учителя заинтересовать каждого своим предметом. Это позволит ребятам расширить кругозор, избежать поверхностного и фрагментарного мышления, увеличить возможность реализации способностей как сейчас, так и в будущем.
Изо дня в день в мире появляется великое множество новых форм, методов и приемов работы учителя. Мы можем отбирать то, что считаем наиболее полезным именно для наших учеников, изменять, добавлять что-то свое, яркое и креативное. Однако есть вещи, которые остаются постоянными во все времена. Мой учитель русского языка всегда говорила: «Рука пишет, голова запоминает». И я захотела узнать, можно ли сделать успешной учебу школьников, используя одновременную работу мозга и тела.
Начав поиски по этому вопросу, я познакомилась с методическими находками А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, В.М. Букатова и других. В своей работе я попробовала приемы «Жокей и лошадь» (автор А. Каменский), «Карусель», «Аквариум», на основе «Гимнастики мозга» (автор Пол Деннисон) придумала «умные» физкультминутки и даже создала собственные приемы («Путь к себе» для этапа рефлексии).
Я увидела, что ребятам интересно на уроках, заметила, что мы стали больше успевать, а их знания улучшились. Думаю, это позволит мне вывести учеников на нужную орбиту, и с каждым годом наше движение по ней будет становиться все более гармоничным и осмысленным.
…Окна моего кабинета выходят на восток, и я часто могу наблюдать за тем, как небо окрашивается разными оттенками золотого и красного цвета, как солнечный диск плавно поднимается ввысь, чтобы дать старт новому дню. Его вид завораживает меня, помогает открывать в себе все новые и новые грани, мне хочется работать и творить, хочется идти вперед. Мне предстоит долгий путь к тому, чтобы приблизиться к идеалам, которые для меня воплощают мои учителя, стать тем Солнцем, каким являются они. Внутри не угасает подаренный ими свет, а впереди целая жизнь, для того, чтобы гореть и зажигать других.
Мы сделаны из звездной пыли. Из той самой пыли, что миллиарды лет назад хаотично передвигалась по галактикам и туманностям, но теперь я знаю, где мое место в этой Вселенной.